Язык

Что такое язык? Как его изучать?
 
      Язык – важная составляющая в жизни каждого человека, вне зависимости от рода его деятельности, возраста, образования и много другого. Сложно переоценить значение языка, так как он служит средством выражения мыслей, желаний и всего того, что может привнести индивидуум из своего внутреннего мира во внешний.

      Язык был создан человеком, им же он и развиваем. Это понятие динамичное, изменяющееся, находящееся в тесной зависимости с обществом, в котором на нем говорят и пишут.

      Любой современный язык – сложное явление, включающее в себя многообразную лексику со всеми значениями тех или иных лексических единиц, а также правила сочетания и использования слов. Все это позволяет языку быть полноценным инструментом, дополняющим и выражающим процесс мышления каждого человека. Лишь владея знаниями о законах и процессах, происходящих в языке, можно полноценно пользоваться всеми его возможностями.

      Язык - есть сложноорганизованная система, состоящая из большого количества уровне взаимосвязанных подсистем, которые горизонтально и вертикально структурированы. Элементы более простого уровня языка складываются в элементы более сложного языкового уровня.

       Если рассматривать системы зыка и науки, их изучающие, то можно начать с фонетики и фонологии, подробно рассматривающие фонетическую систему языка. Следующая система – лексическая, включающая в себя морфологическую подсистему, изучающую словообразование, склонение, спряжение, части слова.
       Далее следует грамматическая система языка, включающая такие понятия, как например, грамматика отдельных частей речи, грамматика целого предложения. Синтаксическая система языка объясняет структуру, комбинирование слов, образование словосочетаний предложений и их частей.
       Что касается интонационной системы языка, то данная система является наименее научно описанной, но наиболее легко постижимой на интуитивном уровне, а также имитационно через речь носителя языка.
       Практически все ученые-языковеды сходятся во мнении о том, что теоретическое изучение языка является весьма затратным по времени и не столь эффективным, как практическое его изучение.
      Если рассматривать практическую сторону изучения того или иного языка, то можно выделить пять видов деятельности, являющиеся необходимыми для практики: говорение, чтение, аудирование, письмо и, так называемая, внутренняя речь или вербальное мышление, в свою очередь, включающее в себя внутренние образы, получаемые из ощущений или воспоминаний, при помощи вербальных знаков.

       Именно из вышеперечисленных пяти компонентов состоит речь того или иного языка, которая подразделяется на речь устную, письменную и внутреннюю. Активное, регулярное и системное применение всех пяти видов деятельности при изучении языка является наиболее продуктивным в освоении любого языка.

     Если говорить о зонах человеческого мозга, отвечающих за восприятие и запоминание различных структур той или иной языковой системы, то необходимо упомянуть, что нет каких-либо групп клеток, хранящих информацию, а именно функционирование между различными зонами мозга и обеспечивают освоение языка и дальнейшее его практическое применение. Следовательно, язык необходимо изучать комплексно: и фонетику, и лексику, и грамматику, и синтаксис, и интонацию. То есть, освоение всей синтагматической подсистемы от звука к связному тексту должно идти в рамках неразрывных связей всех вышеперечисленных пяти систем языка.

   Несистемное, непоследовательное изучение отдельных уровней языка не приводит к положительным результатам в освоении языка.
   Например, выучив определенное количество лексических единиц, но не владея при том необходимыми знаниями, умениями и навыками, относящимися к прочим языковым уровням, практически невозможно ничего добиться, говоря об адекватном употреблении того или иного языка в устной или письменной речи. Для практического использования языка необходимы, как минимум, базовые, начальные знания каждого из уровней. При несистемном изучении языка наблюдается неравное усвоение фонетики, лексики, грамматики, синтаксиса и интонации, и, как следствие, ошибочное и весьма далекое от совершенства применение языка на практике.

   Следует отметить характерный недостаток некоторых методик обучения, основанных на усиленном изучении грамматики и практическом ее применении в письменной речи. При этом минимально затрагивается фонетическая и интонационная системы языка, которые достаточно хорошо прорабатываются при коммуникативном методе обучения иностранным языкам. Необходимо изучать грамматику, основываясь на данном методе, а не вкраплять техники озвученного метода в грамматико-переводной. Пополнение лексического запаса также является равным по необходимости, особенно при изучении иностранных языков.

   На современном этапе обучения иностранным языкам не менее важным является знание социокультурных реалий страны изучаемого языка, так как по данным ученых-языковедов сорок процентов ошибок в практическом применении того или иного иностранного языка совершается именно из-за незнания культуры, традиций и истории страны изучаемого языка.

    Следовательно, для положительного результата и максимально эффективного изучения языка важен системный подход, с применением нескольких, наиболее эффективных методик обучения. И, тем не менее, владение языков «в совершенстве» практически невозможно. Как говорилось выше, язык – сложная, постоянно развивающаяся система, на которую влияют все аспекты человеческой жизни, постоянно изменяющееся общество. Неологизмы, профессиональный жаргон, сленг, диалекты и многое другое является неотъемлемой частью любого языка.

    В целом, делая выводы, хочется подчеркнуть следующее: язык следует изучать системно и регулярно, затрагивая равномерно все его системы, с активным применением коммуникативного метода и, что особенно важно, с учетом психологических особенностей изучающего язык.
 
 
BASKINSCHOOL
BASKIN SCHOOL
Baskin School © 2020
Сделать бесплатный сайт с uCoz